Истории 2016-05-27T15:40:18+00:00

АУТИЗМ ПОБЕДИМ!

В начале марта я узнала, что недавно в нашем городе появилась «Ассоциация родителей детей-аутистов». Порядка двух месяцев я была свидетелем их нелегкой работы.
Не все кызылординцы осведомлены их деятельностью, особенно те, кто нуждается в их помощи.
Возможно, что сегодняшняя беседа откроет глаза многим родителям, столкнувшимся с данной проблемой, но не знающим, что нужно делать дальше. У многих людей опускаются руки, когда результата после лечения просто нет.

Пусть этот разговор станет для них именно той соломинкой, за которую нужно ухватиться, соломинкой, способной вытащить ребятишек-аутистов из их состояния в наш реальный мир. Занятия с детишками проводит Вера Бурова, социальный психолог из Москвы, которую я попросила ответить на некоторые вопросы.

— Для начала расскажите нашим читателям на научном уровне, что такое аутизм?
— Аутизм – это нарушение функции мозговой деятельности, приводящее к дефициту социального взаимодействия, к потере коммуникативных способностей. При этом наблюдается специализация и ограниченность интересов, внешне выражающаяся как зацикленность на каком-то объекте, как нецелесообразные и повторяющиеся действия.

— А можете выделить самый основной характерный признак?
— Основным характерным признаком аутизма является отсутствие зрительного контакта. Ребенок не смотрит в глаза, когда с ним общаются, или когда к нему обращаются, у него свой внутренний мир.

— Когда появился этот термин и насколько он изучен?
— Вообще, сам термин принадлежит швейцарскому психиатру Блейеру, описавшему шизофрению и выделившему один из ее симптомов – уход в мир собственных фантазий – аутизм.
Психиатр Лео Каннер пять лет наблюдал за группой из одиннадцати детей с нарушениями коммуникативных функций при сохранном интеллекте. В 1943 году он описал аутизм как самостоятельное состояние, не связанное с шизофренией, и выделил его в отдельную психологическую группу. Он назвал его «ранним детским аутизмом» (РДА), РДА – потому, что тогда он видел перед собой детей. Никаких данных о том, как они будут себя вести, став взрослыми, у него не было.
С тех пор множество маленьких аутистов превратилось в аутистов взрослых, и мир отказался от определения «ранний детский», назвав это состояние просто аутизмом.

— Сколько детей страдает аутизмом и обращают ли на него внимание в мировом масштабе?
— В мире на эту проблему обращают серьезное внимание и решением занимаются солидные ведомства. По данным международной организации AutismSpeaks и Всемирной организации аутизма, количество детей, страдающих этим недугом, на сегодняшний день примерно 1 из 50.

— Сколько средств нужно вложить на решение данной проблемы? Для примера можете взять развитые страны как США и Англия.
— В США 1% от общего числа детей в возрасте от трех до семнадцати лет имеют расстройства аутистического спектра. Там лишь 56% школьников с данным диагнозом заканчивают школу. От одного до полутора миллионов американцев имеют расстройства аутистического спектра. Аутизм – самое быстрорастущее нарушение развития. Ежегодные расходы на решение данной проблемы в Америке составляют шестьдесят миллиардов долларов.
Если взять Англию, то там 1% взрослого населения имеют расстройства аутистического спектра. Стоимость затрат государства на ребенка-аутиста в течение его жизни составляет три миллиона двести тысяч долларов.

Как видим, развитые государства выделяют немалые суммы на эти цели.

— Недаром говорят, что все познается в сравнении. Как обстоят с этим дела в нашей стране?
— В Казахстане статистика по аутизму отсутствует. А диагностика данной проблемы пока на низком уровне.

— В каких городах серьезно занимаются решением этого вопроса?
— В Алматы и Кызылорде существуют Ассоциации родителей детей, страдающих аутизмом. На их базе действует благотворительный проект «Аутизм победим!» при поддержке общественного Фонда «Добровольное общество «Милосердие», Фонда национального благосостояния «Самрук Казына» и компании «EfesKazakhstаn». Ассоциация родителей в Алматы существует уже на протяжении нескольких лет, благодаря группе инициативных родителей, которые стали активно заниматься детьми с помощью психологов из Москвы.

— Как обстоят дела в Кызылорде?
— Ассоциация в Кызылорде открылась 1 февраля 2014 года, сравнительно недавно. Хотя некоторые родители, начали заниматься с детьми с прошлого года.

— Как и в каких формах проводятся занятия?
— Занятия проводятся в разных активных, совместных игровых, спортивных и соревновательных формах, ориентированных на контакт детей друг с другом, с родителями. Дети в простых упражнениях и играх учатся общаться, осваивают элементарные навыки, как общения, так и самоорганизации. Таким образом, речь идет о социализации детей.

— А что самое главное на занятиях, и на что стоит обратить особое внимание родителям?
— Самое главное на занятиях – это непринужденная, непосредственная атмосфера, помогающая детям с интересом включаться и реагировать на происходящее. Поэтому, конечно, родителям и самим необходимо быть открытыми, активными на занятиях, чтобы ребенок мог максимально раскрываться и идти на контакт.

— Какие семьи посещают занятия?
— В Ассоциации занимаются разные семьи. Есть семьи, где у ребенка лишь небольшая задержка в развитии, но существует проблема с контактом. А есть семьи, где ребенок более замкнутый в себе, не говорит и т.п.

— Как люди узнают про Ассоциацию, и как можно влиться в ее ряды?
— Родители приходят в Ассоциацию по-разному, кто-то, услышав от знакомых, а кто-то по рекомендации психотерапевта. Поэтому, чтобы все это не происходило стихийно, если у кого-то возникнут вопросы по теме, со мной можно предварительно связаться по номеру телефона: 87057265853.

Своими впечатлениями о проделанной работе решили поделиться и родители, члены Ассоциации.

Мы раньше много где были… . Много лет потратили впустую, к сожаленью. Но теперь, кажется, нашли решение вопросу. С момента, как мы стали заниматься в Ассоциации родителей, у нас появились результаты! Ребенок стал более спокойным, дисциплинированным. Улучшился контакт глазами. Денис стал успешнее работать в команде. Появился какой-то тонус! Учитывая то, что он никогда не говорил, приятно слышать звуки и детский лепет! Многие упражнения, которые для него были непосильны, сейчас он делает без труда. Более того, у Дениса появились моменты радости от выполненных упражнений, от контакта! Конечно, впереди еще много дел, нужно поработать над совершенствованием дисциплины и развитием самостоятельностиНаташа Хан, мама Дениса
Наша работа требует большой самодисциплины, выдержки, хорошего настроения. Мой ребенок учит меня быть выносливой и активной, потому что без этих качеств ему просто-напросто невозможно помочь! Мы занимаемся почти второй год, и за это время у Уалихана наладился зрительный контакт, который у него вообще отсутствовал. Он раньше просто ходил с опущенной головой и с закрытыми глазами, затыкал уши. А сейчас он смотрит!!! И это для меня огромная радость и надежда! У нас появился шанс! Также он освоил много упражнений, потихоньку стал включаться в совместные игры, а в последнее время даже научился кувыркаться и мыть полы! Но надо двигаться вперед, работы еще непочатый край.Гульшат Ахаева, мама Уалихана
С тех пор, как мы занимаемся в группе с другими родителями и детьми, Валера стал спокойнее, «принял» элементарные правила, как, например, «кричать нельзя», начал выполнять многие упражнения, стал чаще смотреть в глаза и радоваться.Татьяна Ше, мама Валеры
У нас хорошие результаты за все время работы. Раньше Айдар не говорил вообще, а теперь он с каждым разом произносит все больше слов, улучшилась артикуляция, появился хороший зрительный контакт! Ему даже начинает нравиться смотреть в глаза! Для нас это достижение! Налицо, что у него нарос общий тонус, он стал активнее, собраннее. Айдар научился «принимать» правила, да и нас, родителей, научили организовывать ребенка, заниматься им. Будем двигаться дальше!Данияр Данишбаев, папа Айдара
Мы пытались что-то предпринять в прошлом году, с середины июля.Были в одной больнице, потом в другой. Но, если честно, изменений никаких не наблюдали. Затем, уже чуть позже, познакомившись с другими родителями детей-аутистов, начали как-то вникать в эту проблему, у нас стали открываться глаза на многие вещи. До этого мы зациклились на том, что речи нет и все. Чувствовали, что надо что-то делать, и не знали какие шаги предпринять дальше. А оказалось, нужно много чего, для развития этой речи. Для начала хотя бы наладить зрительный контакт. Раньше, мы на это особого внимания не обращали, что они у нас не смотрят в глаза, что им не интересно общение. Сейчас я замечаю, что у детей стало появляться какое-то ощущение команды, что вокруг есть другие ребята. Например, Ерасыл иногда спрашивает, придут ли сегодня на занятия Бейбарыс или Аружан? Да и речь у них после Нового года пошла. Ерасыл впервые произнес мое имя… это было утром… такой обращенный! В глаза смотрит!Даулет Серикбаев, папа Ерасыла и Ельнара

Роль родителей в развитии ребенка просто огромна! Кроме родителей, мне кажется, никто на самом деле помочь ребенку не сможет. Именно родители сами должны вытаскивать свое чадо из аутичного состояния, другого выхода просто нет. Нужно отодвинуть на второй план все проблемы, которые мы сами себе находим, а иначе они нас просто не поймут. Ведь папа или мама, занимаясь с ребенком, должны поддерживать его, должны уловить момент, который у него получается, и подхватить его дальше!
Иногда сами родители нуждаются в помощи. Мы сами часто уходим в себя, зарываемся в свои проблемы, и многого не видим. Поэтому, мне кажется, что мы должны видеть своего ребенка здоровым, относиться к нему как к личности. Для этого нам самим нужно быть терпеливыми, здоровыми, никогда не надо отчаиваться, ловить любые моменты радости и успеха, а не только отрицательные стороны, как зачастую это бывает в жизни».

Вот такая хорошая работа ведется в нашем городе. Отрадно, что у нас есть такие инициативные родители, которые смотрят только вперед. Пожелаем им успехов во всем, в первую очередь в выздоровлении детей. Удачи!